Неверный логин или пароль
Забыли пароль?
 
30 Июнь 2016 | $ 64.8095 / € 71.7117
russia.ru
11:00 / 27.05.2013
Владимир Бурматов
Политик, депутат Государственной Думы от фракции "Единая Россия"
Угроза системе образования
russia.ruОПУБЛИКОВАНО: 11:00 / 27.05.2013 | ОБНОВЛЕНО: 13:21 / 28.05.2013

ГД рассматривала вопрос о проведении парламентского расследования в отношении Министерства Образования и отклонила его, несмотря на то, что к сотрудникам данного Министерства есть серьёзные претензии.

"На днях Государственная Дума рассматривала вопрос о проведении парламентского расследования в отношении Министерства Образования и, к сожалению, для меня, например, отклонила этот вопрос. Почему к сожалению? Потому что я считаю, что основания для этого парламентского расследования существовали, и то, что это предложение было внесено коммунистами и справедливороссими, на мой взгляд, ничуть не выхолащивает его суть.

Парламентское расследование в отношении Министерства Образования на сегодняшний день действительно нужно, потому что мы имеем дело с целым букетом совершенно явных нарушений. Мы имеем дело с системным кризисом в самом Министерстве, и мы имеем дело с людьми, которых на пушечный выстрел нельзя подпускать к Российской системе образования ни в коем случае. Процедура парламентского расследования очень серьезная. Например, парламентское расследование проводилось после теракта в Беслане или катастрофе на Саяно-Шушенской ГЭС. При всем при этом я считаю, что то, к чему нас ведет нынешнее Министерство Образования, по своим разрушительным последствиям для страны ничуть не меньше, чем перечисленные мной два факта. К сожалению, мы уже сегодня можем вести речь о крайне серьезной угрозе, которая стоит в принципе не только перед системой Российского образования, но и перед страной – с учетом того кто сегодня занимается нашей наукой и кто занимается нашей системой образования.

Для парламентского расследования необходимы факты массового нарушения прав человека – они, на мой взгляд, налицо. В частности, когда Министерство Образования проводило мониторинг ВУЗов и ошибочно отнесло к категории неэффективных целый ряд ведущих российских университетов – там, архитектурных, литературных, педагогических, творческих и т.д. Права человека были нарушены неоднократно. Потому что представьте, например, работодателя, который сейчас думает – брать ему пятикурсника из какого-нибудь архитектурного университета, который назвали неэффективным – или не брать? Да, потом сказали, что ошибочно, но перед этим его полоскали все средства массовой информации. Скорее он отдаст преимущество другому университету. Здесь выпускники-пятикурсники перед работодателями поставлены просто в унизительное положение по сравнению с другими выпускниками. Есть нарушение прав человека? Да, безусловно. Или представьте абитуриентов. Мне ректоры честно признаются, что первое, о чем спрашивают, звоня в приемную комиссию – «А мы читали, ваш ВУЗ признавали неэффективным…» И это убивает приемную комиссию в целом ряде университетов. По-хорошему им бы объединиться и подать коллективный иск к Министерству Образования, потому что оно нанесло совершенно четкий, осязаемый урон деловой репутации этих университетов, подорвав им набор. Но ВУЗы никогда этого не сделают, потому что они находятся в абсолютно зависимом положении от Министерства Образования, которое распределяет контрольные цифры приема на бюджетные места – может их сократить, а может их увеличить. И в-третьих – представьте профессоров этих ВУЗов, которые отдали своим университетам по 10, 20, 40 лет, связали с ними свою жизнь, состоялись там, а теперь им говорят – «Вы и ваш ВУЗ неэффективны».

Поэтому фактов было достаточно. И, кстати, было показательно, что «за»парламентское расследование было больше, чем «против», при том, что профильный комитет рекомендовал голосовать «против». Но не набрали больше половины голосов. Я считаю, что просто плохо подготовились с аргументацией, и надо выносить это в очередной раз. Почему? Потому что еще год таких издевательств над собой и таких экспериментов, которые сейчас проводит ливановское министерство наша система образования и науки может просто не вынести.

Мне не очень понятно, как, например, могут заниматься образованием, скажем, заместители Ливанова, такие как Третьяк или Климов, которых поймали на плагиате. Или как может заниматься наукой господин Федюкин, у которого в принципе, если разобраться, только школьное образование, потому что диплом о высшем образовании вызывает сомнение в его подлинности, проверкой занимаются правоохранительные органы. У него оказалось два диплома с одинаковыми номерами, но с разными специализациями. Это все равно, что если бы у вас оказалось два паспорта с одним номером на одну фамилию, но с разными фотографиями – примерно такая же дикость. Из аспирантуры его выгнали с формулировкой «за утрату связи с кафедрой», это редчайший случай. Надо быть законченным лоботрясом, таким, как Федюкин, замминистра нынешний, для того, чтобы выгнали с такой формулировкой. Ну, и свою диссертацию он вынужден был защищать в университете Северной Каролины, потому что в России он не защитил бы ее никогда даже в самом захудалом, трижды неэффективном российском ВУЗе. Его бы просто не пустили на порог, даже по формальным признакам, у него не было достаточного количества научных работ. Поэтому он уезжает защищать диссертацию по истории постпетровской России в университет Северной Каролины, который никогда не специализировался на истории постпетровской России, и там получает степень пи-эйч-ди (PhD). Вот этот человек командует у нас наукой. И вот так всё, за что ни возьмись.

Более того, сейчас коррупционные и другие скандалы коснулись и родного ливановского ВУЗа, МИСиС, в то время, когда Ливанов был там ректором. Сейчас прокуратура проверяет сразу несколько фактов, связанных с МИСиС, например, незаконное перечисление 57 миллионов рублей, которые были выделены на ремонт общежития МИСиСа. Например, освоение почти 2 миллиардов рублей, которые были выделены МИСиСу, как национальному исследовательскому университету. У нас все ВУЗы получали по конкурсу статус национального исследовательского университета, а МИСиС получил его вне конкурса. Т.е. все боролись за этот статус, а МИСиС получил его под программу строительства супер-университета за МКАДом в районе Коммунарки. Т.е. МИСиС должен был переехать туда, там должны были быть построены около 400 тысяч квадратных метров площадей. Сейчас, если мы попросим Ливанова провести нам экскурсию в Коммунарке, он нам покажет пустырь, а 1,8 миллиардов бюджетных денег выделено. И самое удобное – что Ливанов получал эти деньги как ректор, а теперь контролирует эффективность реализации этой программы как министр. Очень удобная конструкция.

Ну и из последних событий – это скандал уже вокруг нынешнего ректора МИСиС, преемницы Ливанова, госпожи Черниковой, которая, как оказалось, писала кандидатскую по молочному животноводству и экономическим аспектам этого вопрос. Т.е. видный животновод (а докторская у нее списана больше чем наполовину) – вот такого человека Ливанов ставит своим приемником в институте, который раньше назывался «Стали и Сплавов». И, судя по всему, это очень удобная для него конструкция, когда поставлен человек с такой репутацией, которого можно скинуть в любой момент, который послушный, находится на этом посту. И эти моменты можно перечислять бесконечно. Еще раз повторюсь, начинает дурно пахнуть все, за что ни возьмись в министерстве.

Я, конечно, понимаю, что господин Леванов у нас не рубль, согласились, но у нас и Сердюков был не рубль. А то, что происходит вокруг Ливанова и его заместителей, людей, которые его окружают – это уже попахивает откровенной сердюковщиной. И я считаю, что на сегодняшний день у нас есть единственный вариант – это либо провести полную кадровую зачистку в Министерстве Образования и выгнать оттуда всех этих одиозных персонажей – Федюкина, Третьяк, Климова и остальных, либо уйти должен сам господин Ливанов с пониманием того что работать он уже точно не сможет. На мой взгляд, лучше, чтобы это произошло до 1 сентября, до начала нового учебного года. Потому что, повторюсь, есть очень большие опасения, как бы новый учебный год для нашей системы образования и для нашей науки не стал последним".